Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки

Новости в картинках

Кто разъединяет Украину?. Часть 1Охрана окружающей среды - под прицелом прокуратуры Часть 2Жизнь и деятельность К. Д. Ушинского (1824-1871) часть 1«Серебряные колокола» в ДебальцевоИстины коснуться, над бытием взлететь ... Часть 3Не слушайте лжепророков, которые проповедуют конец монашеской жизни. Часть 1Своя площадка у детворыКак стать богатым?Обзор масок ЛеорексНа повестке дня - энергосбережениеКазачество - ведущая сила национально-освободительной борьбы украинского народа . Часть 2Торговые площади в аренду в Москве от компании Апекс НедвижимостьСкладская программаАвтоинструктор на коломенскойСлово "критическое" и немного о лечение молочной железы в израилеКому это на рукуНоль для УкраиныРелигия в системе современных форм осмысления историиПроработка Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Турецкой Республики об организации международного железнодорожно-паромного сообщенияСоциальная защита бездомных

Советую посмотреть

Наши партнеры

 

Аксиологический подход к изучению педагогических явлений

8 марта 2012, четверг

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра — человека. Человек является системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. Различные его отношение к людям, обществу, духовных ценностей, деятельности, к  себе, т.е. к миру в целом, связаны с двумя различными, хотя и  взаемообумов-заинтересованным, подходами: практическим и познавательным.

Первый подход вызван приспособлением человека к явлениям, которые быстро изменяются во времени и пространстве, а второй — преследует цель познания закономерностей действительности, которая ее окружает.

Однако, как известно, научное познание осуществляется не только через любовь к  истине, но и с целью удовлетворения социальных потребностей-человека. В этой связи содержание жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности не только на осмысление, но и на создание материальных и духовных ценностей, которые являются составляющими культуры человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (гр. axios — ценный), или ценностный подход, который выступает своеобразным мостом между теорией и практикой.

Ценности — это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности как средства удовлетворения их потребностей, а также идеи и побуждения в виде нормы и идеала (В.П.Тугаринов).

Ценности, по мнению философов — гуманистов, не одинаково значимыми для всех. Ведь у каждого человека, который пытается познать окружающий мир, есть свои значения. Ценности — это преобладание определенных смыслов и построенных на этой основе способов поведения.

К ценностям общества принадлежат только те положительно значимые явления и их свойства, связанные с социальным прогрессом. Постоянными на разных этапах развития человеческого общества такие стоимости как жизнь, здоровье я, любовь, образование, труд, творчество, красота и под. Они несут в себе гуманистическое начало, и поэтому выдержали проверку в практике мировой истории.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека. Поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Эти положения философии гуманизма в начале XX века были подтверждены естественными науками, такими глобальными открытиями как теория относительности Эйнштейна, кибернетическая теория Н.Винера, принцип дополнительности Н. Бора. Эти открытия вызвали сомнения человечества о возможностях науки совершенно точно предвидеть ход событий, процессов и явлений. Конечный результат исследований квантовой теории, изучающая возможности природы света, оказался зависимым не от использования точных законов, а от меняющихся условий, которые диктует объект исследования. Теоретическим и опытным путем было доказано, что атом как объект, ведет себя не как классическая часть или волна, а как система, объединяющая свойства. Объект получил статус субъекта, что вызвало необходимость пересмотра общенаучной методологии, которая руководствуется классическими принципами познания объектов. Другими словами, изменение способа постановки вопроса, перргид исследователя внутрь системы наблюдения привнес в науку новый взгляд на основные положения и методы, которые казались вечными.

Вместе непредсказуемость, нелинейность, достоверность и суоьектнисть поведения электронов, как частей, обусловлены достаточно предсказуемым поведением целого — атома. Но и поведение атома во многом определяется поведением его частей. Таким образом, понятие синергия (от гр. Sinergia-сотрудничество), которое разрабатывается наукой синергетикой, приобретает принципиально новое значение. Сегодня эта наука исследует классическую взаимодействие неравных, сложных и  открытых систем (для обмена энергией, веществами, информации), которые находятся в постоянном процессе саморазвития благодаря естественной способности новых систем к самоорганизации.

Концепция дополнительности Н. Бора поставила под сомнение действенность заимствованной Марксом у Гегеля идеи о единой возможности снятия противоположностей посредством качественного сдвига, т.е. насильственно организованного революционного скачка. Принцип комплиментарности (фр. kompliment — отрадное замечания в чей-то адрес, похвала), доминирует в этой теории, утверждает, что противоречия исчезают не путем снятия, а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетание черт предыдущих противоположностей.

Для философского содержания гуманистического образования эти открытия получили методологического значения. На смену необходимости ломать и подгонять личность ученика средствами воспитания к совершенной модели личности приходит необходимость плавного и осторожного развития человека, воспитание пронизывает не идея диктатуры объективных требований, а идея поиска компромисса, который объединяет противоположности общества и личности; педагогическое воздействие уступает взаимодействия, сотрудничеству, партнерству, ориентациям на реальную свободу личности, которая развивается, и диалог с ней.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрытым через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

- Равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и  этнических особенностей);

- Равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования Учино прошлого и возможности открытия в настоящем и  будущем;

- Экзистенциальная равенство людей, социокультурный прагматизм вместо споров о подоплеке ценностей;

- Диалог вместо безразличия или взаимоотрицания.

Эти принципы позволяют разным наукам и течениям, которые объединены гуманистической ориентации, вести совместный поиск оптимальных решений на основе диалога.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2020 «Время деньги!»,
все права защищены