Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки
 

Развитие наукоцентричнои традиции толкования объекта и предмета исторического познания

21 июля 2012, суббота
Развитие наукоцентричнои традиции толкования объекта и предмета исторического познания

Наряду с другими утверждается и распространяется (также до своих крайних пределов) сшентистська, наукоцен-ческие традиция относительно интерпретации объекта и предмета исторического познания. Один из путей такого утверждения - рассмотрение человечества в его динамичном развитии как одной из разновидностей предмета науки - философско-исторической или исторической, который (предмет) ничем особым не отличается от предметов других, в том числе естественных наук.

Скажем, П. Барт признает, что "история есть история человечества в противовес истории природы, от которой она резко отделилась уже с самого начала, более 2000 лет назад". Но, сравнивая историю человечества и историю природы, чтобы понять истинную сущность именно человеческой истории, он приходит к выводу, что существенных различий между ними нет. Общим для них является то, что и для одной и для другой отдельная особь не может быть объектом исследования. Если, например, зоология и рассматривает, скажем, лошадь, то не как данную биологическую особь, а как представителя определенного вида. Так же, по мнению П. Варта, и история как наука имеет дело с человеком не как с индивидом в его самодостаточности, а потому, что жизнь является типичным для жизни многих людей или оказывает на них влияние.

Разница между историей природы и "человеческой историей" Дозоров видел в том, что история природы живой - это история определенного биологического рода или множества таких родов. Когда же речь идет об истории как деятельность людей, то приобретает значимость расхождение между "родом" и "многими". В человеческой истории предметом рассмотрения является всегда "те" многие ", совместно ведут борьбу за существование, то есть не весь человеческий род, а всего общества внутри этого рода". Итак предмет "человеческой истории" "- не отдельные лица и не весь человеческий род, а человеческие общества. Все же, что свойственно людям как представителям рода, физическим существам, относится к сфере естествознания, при этом антропология изучает человеческий род в целом, а этнология - его виды и разновидности.

Между философией естествознания и философии истории П. Барт также не видит существенной разницы. С одной стороны, "между философией природоведения и естественными науками нет, - считал он, - специфической разности, а есть только различие по степени ... Такое же взаимное отношение наблюдается между философией истории и исторической наукой. История, как наука, разрабатывает отдельные отрасли , философия истории ищет принципы, общие для всех отраслей, это и сама наука, но такая, которая поднялась на высшую ступень ".

Как видим, Варт вполне укладывается в позитивистскую традицию толкования предмета философии истории. Общим у него позитивистами первого поколения также акцентирование родства, если не тождества, философии истории и социологии. "Совершенная социология, - по мнению Варта, - вполне совпадала бы с философией истории, в конце концов обе науки отличались только названием" 35. Единственное различие между социологией и философией истории и, что социология как наука об обществе уже по своему названию направлена только на один предмет, выпуская из поля зрения другие человеческие типы, поэтому, как отмечает Барт, рациональным будет именовать научное исследование истории философии истории. Подобную этой точки зрения отстаивал Вильгельм Вундт, признавая предметом социологии состояния человеческого общества, а предметом исторической науки - события вызывали определенные состояния. И один из выдающихся теоретиков марксизма - Плеханов, отстаивая, в противовес неокантианцев, научно центрическую ориентацию истории как весьма позитивную, подчеркивал, что "история становится наукой лишь постольку, поскольку ей удается объяснить изображаемые ею процессы с точки зрения социологии".

Всего же основан основоположниками марксизма исторический материализм, толкуемый марксистами как олицетворение подлинной научности и высокий среди достигнутых человечеством уровень осмысления общественной жизни рассматривался в трех измерениях: а) как научная социально-философская теория б) как научная общесоциологическая теория в) как научная общеисторическая теория . Сам же исторический материализм (материалистическое понимание истории) в рамках марксистской традиции трактуется наукой, ее предметом являются общие законы развития, структуры и функционирования общества как динамической, органической, внутрь разветвленной целостности.

Наконец, наиболее радикальную позицию среди наукоцентристськы ориентированных представителей исторической области познания, подобную позиции мистиков среди ее наукобижно направленных представителей занимают адепты клиометрии - энтузиасты количественного определения истории, предметом познания признают историческую действительность как сеть отношений, которые могут и должны быть выражены в математической форме . Философия же истории в этом случае вообще выводится из арсенала форм осмысления реалий истории как псевдонаука, все понятия ее объявляются фикциями, поскольку она якобы не имеет подлинного предмета изучения. Конечно, для непосредственного вычисления количественных параметров исторических объектов философия истории представителям клиометрии действительно нужна и может восприниматься ими скептически. Но лишь до тех пор, пока эта отрасль не дойдет в своем развитии до стадии коренной кризиса, когда встанет вопрос о необходимости переосмысления самих основ ее построения или перестройки, дальнейшего функционирования или развития.

Интересно знать:

Если вы ищете недвижимость в Болгарии, то возможно вас заинтересует Блю Бэй Палас (Blue Bay Palace) Поморие информацию о котором вы можете найти на сайте www.bginn.ru

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2018 «Время деньги!»,
все права защищены