Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки
 

Роль религиозного сознания в осмыслении исторического процесса

21 июля 2012, суббота
Роль религиозного сознания в осмыслении исторического процесса

Поскольку нас интересует прежде религиозное осмысление исторического процесса, то приоритетным в рассмотрении религии становится ее постижения как определенной формы сознания.

Что такое религия как одна из основных форм сознания людей? Прежде всего следует отметить, что это не только, и, возможно, даже не столько сознание отдельного индивида, сколько сознание общинно, общественная, и, что является общим (делает сообщниками, единомышленниками) для многих людей. В общем плане религию как разновидность общественного сознания предварительно, так сказать, в рабочем порядке, можно охарактеризовать как одну из основных форм духовно-практического (вроде искусства, морали или философии и в отличие от, скажем, духовно-теоретической формы такого освоения - науки) освоения человеком своего мира.

Чем же религия отличается от других форм духовно-практического освоения? Если искусство и соответственно эстетика занимаются вопросами художественного творчества, соотношение прекрасного и безобразного, а мораль и этика - проблемами добра и зла, то религиозное сознание в общем плане предстает как совокупность взглядов, представлений, предрассудков, предрассудков, идеалов, концепций, учений, верований, сомнений, убеждений, установок, ориентаций, опыта и стереотипов поведения, расположенных в своеобразном "силовом поле" соотношение святости и греховности, посюсторонней - природного и потустороннего - сверхъестественного. То есть это определенная форма сознания, характеризует именно религию.

Понятно, что реальным субъектом религиозного постижения истории возникает не сама по себе религиозное сознание, а отдельный человек, группа людей, определенная органическая или социальная общность, нация, народ, историческая культура, цивилизация, то или иное конкретное общество или вообще человечество постольку, поскольку они могут рассматриваться как носители и истинные субъекты религиозного сознания. Такое крайне полиморфной явление, как религиозное сознание, делится по своими субъектами; подобное разделение можно рассматривать с некоторыми оговорками как основополагающий, базовый. Однако религиозное осознание исторических реалий может происходить и через множество многих других форм, существенно различаются между собой и имеют соответственно группироваться по отличными критериями. В чем разделение религиозного сознания на структурные элементы может при этом совпадать с тем, который характерен для общественного сознания в целом. Но прямые аналогии здесь все же неуместны. Скажем, общественное сознание разделяется на несколько разновидностей по предмету и способу отображения: экономическую, политическую, правовую, моральную, эстетическую, философскую, тогда как религиозная не имеет подобного разделения, а наоборот, сама является членом этого ряда. Общественное сознание членится по уровням на будничную, эмпирическую и теоретическую. Для религиозного человека членения если и возможно, то в значительно трансформированном, переосмыслены виде. Например, религиозное сознание можно разграничивать на обыденную и специализированную (богословское, теологическое). Четко прослеживаются аналогии между общественным сознанием в целом и сознанием религиозной при расщеплении на сферы (общественного сознания - на общественную психологию и идеологию; религиозного сознания - в религиозную психологию и религиозную идеологию) и на состояния (общественного сознания - на мировоззрение, духовную атмосферу, общественное мнение ; религиозной - на религиозное мировоззрение, религиозную духовную атмосферу и религиозную общественное мнение). Однако и в этих случаях о параллели можно говорить преимущественно лишь по форме, по содержанию же здесь, конечно, имеют место существенные разногласия среди отличных разновидностей общественного сознания.

Значимость различий между разновидностями духовного освоения исторического мира, присущими религиозном сознании, может изменяться в зависимости от того, какая особенность присуща этим различиям при, скажем, гносеологическом, теоретико-познавательном подходе: так, в гносеологическом срезе различием между естественным религиозным сознанием и общественным религиозной психологией до никак нельзя пренебрегать. Ведь нельзя не учитывать, например, того обстоятельства, что для религиозной психологии присущ преимущественно стихийный характер, поскольку здесь "обычно, преобладают не сознательные, а подсознательных процессы религиозного освоения исторических реалий. Обыденное же религиозное сознание является прежде всего именно сознанием (пусть в элементарных, не всегда адекватных, превращенных формах) фактов исторической жизни людей в религиозном колорите.

Интересно знать:

Если вы ищете амортизаторы kayaba которые сплавляться своим качеством и надежностью, тогда советую посетить сайт на котором вы найдете очень много полезной информации. А чуть не забыл сайт этот находиться по адресу  amortizator.org.ua

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2020 «Время деньги!»,
все права защищены