Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки
 

Философия истории как поздняя стадия философского познания (пост 2)

23 июля 2012, понедельник
Философия истории как поздняя стадия философского познания (пост 2)

Наконец, уже значительно позже, после надлома определенной исторической культуры и атомизации ее общества, на завершающей стадии жизненного цикла того или иного исторического макроиндивида, приоритетной становится проблема выживания этого макроиндивида в целом. На первый план в познании (и философском тоже) выходит проблематика всего жизненного цикла социально-исторического организма, который умирает, вся его история. Наступает фаза, которую, по сроку Л.М. Гумилева, можно назвать мемориальной, хотя и в несколько ином смысле, чем использует этот термин он сам.Авангардным отрядом в системе всех философских отраслей становятся подсистемы знаний, трактующие проблемы философского постижения прошлого. Именно в условиях исторических катаклизмов, в период гибели какой-то одной исторической культуры, цивилизации, общества и перехода к другой (другое), сквозь разломы времени проглядывает вечность. Когда одно монад не, центрированное на себе, а не на общечеловеческих моментах истории, социокультурное образование гибнет, а другой монадной образования еще только идет ему на смену, на первый план как раз и получается именно общечеловеческое, исконное, метаисторический, глубинная и непреходящая, бессмертная основа текущего, поверхностного слоя человеческого бытия, которую Ф.И. Тютчев гениально уловил и передал в метафоре "пира всеблагих" бессмертных небожителей, то есть богов. Вспомним, как он пишет об этом в своем стихотворении "Цицерон":Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был - И заживо, как небожитель. Из чаши их бессмертье пил!Именно в такие эпохи в основном и создаются масштабные философско-исторические системы. Они, как правило, двойственными по своей сути, итоговым, с одной стороны, и такими, которые предусматривают дальнейшее развитие общества и иногда какой-то степени также определяют заранее идеальный проект этого будущего общества - с другой. Ведь прошлое в этом случае часто воспроизводится в идеализированной форме, являясь одновременно и как утопия, и как общественно-исторический идеал, способный направлять определенным образом следующие действия больших масс людей. Классическим примером подобной ностальгически-реставрационной утопии (правда, именно (и только) о классического древнегреческого полиса, поскольку в целом философия Платона преимущественно социоцентрическая), философско-исторической по своему характеру, например, как хорошо показал А.Ф. Лосев, философия Платона. Так, пишет А.Ф. Лосев, в эпоху расцвета и деятельности Платона как философа классический полис быстро шел к своей гибели, то говорить о полис и о характерной для него космологию можно было только в плане реставрации. Юного рабовладельческого полиса уже давно не было, а его наивный и интуитивная космология была дотла разрушена софистами, Сократом и сократиков. Восстановить этот ранний полис и эту раннюю космологическую эстетику можно было фактически не в действительности, а только в идее, в мечте, или даже просто как утопию, или, вообще говоря, объективно * - идеалистически. Конечно, тем самым из глубин молодого полиса и его космологической эстетики добывались решительно все логические возможности. Нечего сказать о том, что здесь была и дальновидный прогрессивная сторона, а именно - в смысле диалектических конструкций, весьма напряженная реакционная сторона - в смысле безнадежной попытки вернуть необратимое назад. Это, по мнению Лосева, и привело, как эстетику, так и всю философию Платона до щонайнестерпнишои противоречия, которой и не могло не быть в период крушения классического полиса, накануне новой тысячелетней эпохи эллинизма.Другим, не менее показательным образцом грандиозной философской системы, разработанной как ни философско-историческая, но на теологической основе, выполнила итоговую роль относительно прошлого и генотипически - относительно будущего, есть философия истории Августина Блаженного. Изложенная в его труде "О граде Божием", она, как известно, задала направленность и колорит развития западноевропейской философско-исторической мысли больше, чем на тысячелетие, завбачившы немалой степени и идеалы реального исторического развития средневековой Европы.

Интересно знать:

На сайте www.elestra.ru который принадлежит компании Елестра вы найдете прекрасное компрессионное белье из бамбука с турмалином и по самой доступной цене.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2018 «Время деньги!»,
все права защищены