Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки
 

Религиозные верования древних Славян. Часть 2

28 января 2013, понедельник
Религиозные верования древних Славян. Часть 2

Сакральные сущности у славян представляют собой сложную совокупность разнородных и часто нечетких элементов, которые трудно систематизировать строгим образом. И все же мы попробуем и сначала выделим поклонения сакральным сущностям, связанным с явлениями природы.

Одухотворение и поклонение силам и элементам природы в западных, южных и восточных славян подтверждается большим количеством свидетельств средневековых авторов. «Природа» в мифологическом сознании славян не существует как внешний человеку мир, противостоящий ей, она не выделяется еще как объект. Границы между природой и человеком еще четко не определены. Действительно, именно непосредственная зависимость жизни древнего человека от естественных условий существования стимулировала такую направленность психологической деятельности, при которой адаптация к этим условиям заключалась, пожалуй, в максимальной идентификации себя с окружающим миром. Для этого соответствующий этому бытию уровень сознания исключал проведения четкой границы между естественным и собственно человеческим. Происходит перенос человеческих качеств на природные процессы и наоборот - нахождение древним славянином у себя и своих родственников качеств, которые принадлежали явлениям природного мира. Коллективный характер жизни людей родового общества способствовал тому, что единым целым с природой воспринималась вся человеческое сообщество. Невозможность отдельного представителя этого общества выжить вне коллектива, а значит, и вне присущим этому коллективу представлениям о взаимоотношениях с окружающим миром приводила к невозможности формирования индивидуального сознания и отделение ее от коллективной. Таким образом, коллективные представления и надындивидуальным обязанности играли доминирующую роль в жизни человека времен разложения родового общества. Эти же специфические условия жизни привели к тому, что на том синкретическом уровне мировоззрения возникло представление о кровном родстве, кровное родство всех элементов окружающего мира с человеком включительно. Правда, тотемические верования, являющиеся следствием такого типа мировосприятия, у древних славян четко не зафиксированы.

Природа разворачивается в измерении пространства, и поэтому первой характеристикой мифологических представлений о пространстве ранних славян будет его сочетание с содержанием, т.е. предметами, что его наполняют. Это означает, что пространство еще не представляется абстрактно, вне вещами, которые его заполняют. Пространство древнего славянина - это пространство действия, действие же концентрируется вокруг его непосредственных практических потребностей и интересов. В той мере, в которой можно говорить о первичном «понятие» пространства, оно не могло иметь чисто теоретического характера. Пространство полностью пронизан конкретными индивидуальными или социальными чувственно-эмоциональными элементами.

Такое пространство имеет два измерения - сакрального и профанного. В непрерывный профанный пространство как бы «вживляются» элементы сакрального. Этот последний состоит из сакральных предметов и мест. Ими могут быть священные рощи, отдельные деревья, горы, святилища, огонь и т.п. Они и составляют содержание пространства, и они же своим существованием и делают его. Сакральными места религиозного пространства делают мифические сущности (силы, души, духи), но, как уже отмечалось, такие элементы пространства никогда не заполняют его сплошь. Сакральные же объекты обладают силой, а потому они становятся в пространственной иерархии центром по профанного объектов, которые, в свою очередь, оттесняются на периферию.

Сакрализация древними славянами таких элементов природы, как рощи, вода, отдельные деревья, огонь, заключалась в том, что они или сами считались священными, т.е. природные феномены сами по себе воспринимались как проявление сакральных сил, или же почитались как места проживания в них духов или богов.

Усложнение объекта веры в сознании славянина приводит его к следующему уровню религии - демонологии. Демонология - это господствующий уровень верований у древних славян дохристианской эпохи. Богатейший мир духов и магия были положены в основу религиозного мировоззрения славян с древнейших времен и вплоть до окончания языческого периода. Демонология - это совокупность представлений древних славян о низших мифологических существ, которые мыслятся антропоморфными, но лишенными ярко выделенных индивидуализирующую рис. Время демонологии наступает тогда, когда сам элемент природной стихии является объектом чествования, а духи, которые живут в нем. Демоны (духи) - это двойники реальных вещей, покинувших своих носителей и ставшие самостоятельными сакральными сущностями. Всех демонов можно разделить на две группы. Одна группа демонов представляла собой продолжение человеческих душ, а другая возникла по образцу первой и представляла собой перенос этих душ на явления природы. Уже первые славяне поклонялись духам лесов, колодцев, вод и болот. Далее возникает разветвленная совокупность демонических сущностей сферы «дом». У восточных славян это духи-хозяева домовые и их жены - домахи, печники, грех, Банщик, дворовые, хливникы, гуменники. Следующей идет группа демонов, связанных с элементами природного пространства. Это - лешие, Гайовик, водяные, полевики. Известны также духи, олицетворяющие беду, беда (судьба, нищета, бедствие) и духи-оборотни (оборотни) и двоедушникы (упыри, ведьмы, колдуны). Духи болезней, эпидемий, смерти назывались лихорадка, чума, икота, смерть.

Интересно знать:

А вот если вы желаете посмотреть фильм после нашей эры 2013, тогда самые лучшее качество вы найдете на сайте gigfilms.ru

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2019 «Время деньги!»,
все права защищены