Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки
 

Система философии истории Кондорсе

24 июля 2012, вторник
Система философии истории Кондорсе

Подробной среди просветительских прогрессистских концепций философии истории была концепция Ж.А. Кондорсе, изложена в его работе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1794). Всемирная история рассматривается французским мыслителем как линейный и неуклонный прогресс, причем не по отдельным человеческих индивидов, а относительно их массы. Основой и двигателем этого исторического прогресса просветитель считал (как это и положено просветителей) человеческий разум как высшую среди способностей человека. "Если ограничиться наблюдением, познанием общих фактов и неизменных законов развития этих способностей" - отмечал Кондорсе, - того общего, что есть у разных представителей рода человеческого, то получим науку, называемую метафизикой. Но если рассматривать тот же развитие с точки зрения результатов по массе индивидов, сосуществующих одновременно на данном пространстве, и если проследить его из поколения в поколение, то тогда он предстанет перед нами как картина прогресса человеческого разума ".

С такой трактовкой исторического прогресса Кондорсе приближался к Вольтера и Тюрго. Но, в отличие от них, он несколько прямолинейно проводил тезис о том, что исторический прогресс в своем всемирно-историческом масштабе необратим. Максимум отклонений - это всего лишь замедление поступательного движения общества на определенных отрезках его существования. "Без сомнения, - утверждал мыслитель, - прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять; крайней мере до тех пор, пока земля будет занимать то же место в мировой системе и пока общие законы этой системы не вызовут на земном шаре общего потрясения или изменения, которые не дали бы возможности более человеческому роду на нем сохраняться, развернуть свои способности и находить такие же источники существования ".

Вообще же история человечества предстает в работе Кондорсе как динамическая картина прогресса человеческого разума, который подразделяется на десять эпох - от объединения людей в племена - первой, к будущему прогрессу человеческого разума - в десять.

Кондорсе дает и значительно узагальненишу периодизацию исторического процесса - выделяет три больших эпохи. В течение первой происходит объединение людей в семье, а семьям - в племена, возникает скотоводство, а позже земледелие, продолжается дальнейшее разделение труда, появляются жрецы, зарождаются науки и искусство. Здесь определяющую роль играют, как считал Кондорсе, материальные факторы.

Вторая великая эпоха возникает, по Кондорсе, с появлением письменности и продолжается до XVII в. ее своеобразие определяется развитием уже не материальным, а прежде всего духовным: науки и образования - от отделения научного знания в древней Греции до его разделения в эпоху эллинизма; прогресс наук - от их разделения в упадок, от упадка наук и образования в их возрождения во времена крестовых походов с этого времени до изобретения книгопечатания, от книгопечатания до освобождения разума от пут авторитета, от Декарта до Французской революции.

Наконец, третья великая эпоха - это будущий прогресс человеческого разума, связан, по его мнению, с решением трех важнейших проблем, с которыми Кондорсе относит: "уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, настоящее совершенствования человека ".

При этом он отстаивает мнение о том, что пределов для совершенствования человека, прогресса и "ума и морали нет, кроме срока существования планеты, на которой существует человечество. Оптимистической концепция Кондорсе есть и в том плане, что параллельный и неуклонное развитие разума и морали трактуются им как действенное средство достижения времен, когда солнце будет освещать землю, населенную лишь свободными людьми, которые не признают другого обладателя, кроме разума. Не случайно цель своего труда философ видел "в том, чтобы показать путем рассуждения и на фактах, не закладывалось никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, стремящейся его остановить, и имеют своей границей только длительность существования нашей планеты, в которую мы включены природой "20. С сожалением приходится констатировать, что реальный исторический процесс не совсем соответствует, мягко говоря, той стремительно оптимистической перспективе, которую обозначил свое время Кондорсе.

Интересно знать:

Вот хочу предоставить вам сайт mc-production.ru на котором вы можете заказать изготовление коробок по самой различной цене и любой сложности. Подробней смотрите на сайте mc-production.ru

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2018 «Время деньги!»,
все права защищены