Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки
 

Анакреонт

29 февраля 2012, среда

Уроженец города Теоса (Малая Азия), Анакреонт много раз менял место жительства. После завоевания персами Теос переехал в город Абдеры (во Фракии), долгое время жил при дворе Самосского тирана Поликрата, который сделал свой дворец центром науки и искусства. Именно здесь расцвел поэтический талант Анакреонта, он стал певцом развлечений и беззаботного жизни поликративського высшего света. После трагической смерти тирана на приглашение афинского правителя Гиппарха прибыл в Афины, стал другом владельца и даже после его убийства в 514 г. до н. е. еще прожил долгие годы в городе. Уже в старости по каким-то причинам поэт оставил гостеприимные Афины и  оказался при дворе аристократов Алевадив (Фессалия), а в конце вернулся в родной город, где, вероятно, и умер.

Жизнь Анакреонта было безоблачным и безбедной. Вообще поэты в Элладе пользовались огромной любовью и уважением, каждый город считало за честь пригласить какого-нибудь выдающегося певца к себе, окружало его заботой и благами. Именно так прошло и жизнь Анекреонта — в ежедневных развлечениях, пышных пирах, многочисленных любовных приключениях. К любой политической борьбы он был равнодушен, мало его волновали и  социальные события, поэтому политических врагов у поэта не было и быть не могло, его никто не преследовал. Не увлекала Анакреонта и воинская доблесть и слава, он даже иронически замечает:

А тот, кто драться хочет, Пусть воюет!

(Здесь и далее перевод Н. Пащенко)

Все это и определило характер и тональность лирики поэта. Главными темами большинства лирических произведений становятся любовь, Музы, вино

Не люблю того, кто с бокалом полным речи Только о раздоре ведет и о безжалостную войну. Дорогой лишь тот, кто Киприду, Эрота и Муз прославляет И на пирах всех словом своим веселит.

Даже поэтическое искусство, которому Анакреонт отдает весь свой талант, имеет лишь аккомпанировать колокола бокалов и сопровождать непринужденные дружеские беседы. Но во всем поэт любит умеренность, поэтому застолье не должно превращаться в пьяную оргию, любовь — на безудержную и буйную страсть. Мальчику, который разливает вино, он приказывает в большую чашу «воды киафив десять вина лишь пять налить». Двустишие точно передает характер натуры Анакреонта:

Люблю, и словно не люблю, и в уме, и без ума.

Любовь поэта резко отличается от всего, мучительного, а то и неистового любви Сапфо, которое полностью поглощает все остальные чувства. Оно у него не оставляет и следа в душе, его любовные наслаждения несерьезные, мимолетные и скорее напоминают легкомысленный флирт. Это любовь настолько поверхностное, что даже любовные неудачи никак не огорчают поэта, и он только весело и иронично смеется. Уже будучи старым человеком, Анакреонт писал по-юношески жизнерадостные стихи:

Золотоволосый Эрот меня

Опять попал пурпурным мячом -

Девушку в красящих сандалиях теперь

Говорит мне забавлять. Только возгордилось проклятое девочка, — с Лесбоса славного родом оно, — И осмиявшы мою седину, Другому маняще моргает.

(Перевод А. Содоморы)

Следует добавить, что любовная лирика Анакреонта обращено не только к женщинам, но и к юношам. Подобное любовь была явлением довольно распространенным в античном обществе не считалось безнравственным. Ярким примером может служить обращение поэта к юноше Клеобул:

Клеобул, Клеобул полюбил, и к нему, ум потеряв, помчался ...

(Перевод Н. Пащенко)

С жизнерадостным пафосом всей лирики Анакреонта диссонирует стихотворение, проникнутой грустной мыслью о приближении неминуемой смерти. Короткий и выразительный, написан певучим размером, это стихотворение является одним из лучших произведений поэта, дошедших до нас:

Седина покрывает виски, голова моя серебрится, Молодые лета отрадные прошли; зубы слабеют. Вылет жизни сладкое — немного уже осталось. Остановите рыданий не могу, меня пугает Тартар, ибо страшит Аида темное подземелье; трудно в него Войти: когда же войдем — возврата нам уже не будет.

(Здесь и далее перевод Кочура)

Беспокоит поэта и растущая сила денег, калечат человеческие отношения, поэтому он недвусмысленно осуждает тех, кто создает их культ и «серебро кто боготворит», соблазняет людей на преступления.

Порой в Анакреонта возникали неожиданные для него стихи, но объяснить их появление какими-то конкретными фактами из-за отсутствия данных невозможно.

Так, сохранился небольшой отрывок стихотворения, которые по своей язвительностью и гневной иронией скорее мог принадлежать Архилох, чем умеренному Анакреонта. В нем говорится о некоем Артемона (возможно, соперника поэта), которого поэт позорит за низкое происхождение и когда-то жалко, хотя теперь этот роскошно одет и выезжает на колеснице.

Анакреонта всегда привлекали молодость и женская красота. Воспевая их, поэт находит точные и красочные слова и смелые образы. Особенно известен благодаря свободному переводу А. Пушкина стихотворение Анакреонта, где поэт сравнивает юную непокорную девушку с дикой кобылицы, которую он, несмотря на седые волосы, еще мечтает покорить:

Кобылица фракиянко, почему от меня ты убегаешь, Косо глядя на меня, будто действительно невежда я? Подожди, тебе удила я накину и направлю, Взяв сообщений, бег твой быстрый на назначенную цель. Сейчас ты только по лугам свободно скачешь и пасешся, Дохе, наверное, не попадался всадник смелый тебе.

Кроме эротических стихов, Анакреонт писал гимны, в частности, до нас дошли отрывки в честь Диониса и Артемиды, а также элегии и эпиграммы. Его простые лирические строки возникают словно сами по себе. Музыкальная напевность стиха, соответствие содержания и формы, непосредственность чувств способствовали огромному успеху поэта и в последующие века. Его стихи начали подражать, в поздней поэзии даже появилось выражение «анакреонтической лирика», то есть лирика, разрабатывает лишь узкий круг тем — любовь, вино, пиры, веселье, дружбу. «Анакреонтика» можно найти во многих лириков как древних, так и новейших времен.

Произведений Анакреонта осталось очень мало, и те лишь в немногочисленных отрывках. В XVI в. французский исследователь Этьен издал сборник стихов поэта и позднейших подражаний его. Подражание восприняли как настоящие произведения Анакреонта, и вся анакреонтической лирика развивалась под влиянием этого сборника. Среди этих подражаний случаются чрезвычайно талантливые стихи.

Нравится

Комментарии — добавить свой

Анастасия  17 марта 2014
У Анакреонта легкость, воздушность, стиха соответствовала содержанию, близкому фривольному, что было весьма популярно в ту эпоху. Отсюда его слава, закрепленная многочисленными талантливыми подражателями. http:www.pycckoeslovo.ru
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2020 «Время деньги!»,
все права защищены