Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки
 

Гомеровский период

22 февраля 2012, среда

(Середина IX-VIII вв. До н. Э)

Издавна греческая традиция объединяла имя Гомера с древнейшими эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея». Однако любые достоверные данные о месте, времени рождения и смерти поэта, его биографию полностью отсутствуют. До наших дней дошел даже двустишие, который говорит, что уже древние греки не имели каких-то определенных показаний относительно места его рождения:

Семь спорили городов и назывались Гомера отчизной: Смирна, Родос, Колофон, Самалин, ирос, Аргос и Афины.

В конце неизвестно, каким было настоящее имя Гомера, поскольку в Греции «Гомер» называли слепых певцов (бюст Гомера воспроизводит слепого старика), а еще это слово можно перевести как «певец».

Ранее считалось, что Гомер мог жить между XII и IX вв. до н. е. Благодаря археологическим раскопкам и исследованиям этот период существенно уточнен — ​​скорее, поэт жил в конце IX-VIII вв. до н. н.э. В античности Гомера воспринимали как историческую личность, но и тут какие-то доказательства нидсутни. Ему приписывали, кроме «Илиады» и «Одиссеи», еще ряд эпических произведений, но уже в V в. до н. е. от этой версии отказались. Вера в существование и авторство Гомера не гасла протяжении всей поздней античности. В новые времена особый интерес его поэмами проявляли ученые и поэты эпохи Возрождения, последующих веков. Порой ему подражали, пытаясь использовать форму и художественные приемы эпических поэм в новых исторических условиях, однако все эти попытки заканчивались неудачей.

«Гомеровский вопрос». В XVII в. была предпринята первая попытка пересмотреть традиционные представления об авторстве Гомера. Основатель гомеровской критики французский аббат дьОбиньяк доказывал, что «Илиада» представляет собой сборник отдельных песен, заключенных без всякого плана. А в 1795 г. вышла сенсационная книга немецкого знатока классической древности Фридриха Августа Вольфа «Предисловие к Гомеру», в которой он отрицал авторство Гомера и обосновывал тезис, что его поэмы — собрание отдельных песен, сложенных в разные времена поколениями аедив, т.е. поэтов -певцов.

XIX в. было отмечено рядом оживленных дискуссий по этому поводу, выходом в свет многих новых работ, в которых выдвигались все новые и новые гипотезы относительно происхождения поэм Гомера. Всех авторов этих критически-исследовательских работ разделяют на два лагеря — «аналитиков» («вольфианцив») и «унитариев». Первые, тем не отрицая существования самого Гомера, вообще возводили свои соображения к таким главных гипотез: «Илиада» и «Одиссея» составлены из посвященных Троянской войне или странствиям Одиссея отдельных песен, которые обрабатывались и к которым аэды постепенно добавляли новые эпизоды, факты, героев ; основу поэм составляют «праилиада» и «праОдиссея» — первоначальный костяк поэм с уже заложенным в них смыслом, который, с помощью тех же аедив, постепенно обрастает живой поэтической плоти; в поэмах много противоречий и непо-последовательности, которые возникли от поздней обработки их аэдами, поэтому «ядром» «Илиады» есть маленькая поэма «Гнев Ахилла», расширена многочисленными вставками и дополнениями до размеров крупного произведения (гипотеза «первобытного ядра»).

«Унитарии» отстаивают единство и художественную целостность обеих поэм, а  некоторые несоответствия в них и противоречия объясняют позднейшими вставками или просто искажениями. Ведь нужно учесть, что между их возникновением и официальной записью в середине VI в. до н. е. (так называемая «Писистратова реформа», по которой в поэмах запрещалось что-то менять — добавлять или выбрасывать) прошел длительное время. Некоторые «унитарии» также поддерживают какую-то гипотезу «аналитиков», но дополняют ее обязательным доказательством-утверждением, что на последнем этапе в составлении поэм участвовал гениальный поэт, который обработал их художественно и довел до высшей формы совершенства. Этот поэт был могучий талант и благодаря своей поэтической силе получил всеобщее признание. Он предложил, как писал один из исследователей, сознательное и вполне зрелое искусство, обдуманное в деталях, целенаправленное и совсем далеко от детской наивности.

Интересно, что все доказательства и гипотезы представителей обоих лагерей получают в поэмах как подтверждение своей правоты, так и отрицание. Дискуссия Гомера и его бессмертных произведений продолжается и сегодня. И хотя решить этот вопрос за неимением конкретных данных просто невозможно, современная классическая наука все же больше склоняется к  мнению «унитариев». И еще такой факт. В начале 50-х годов двое английских ученых-классицистов использовали для эксперимента «кибернетический мозг» и, разделив поэмы на несколько тысяч фрагментов, заложили их в машину с задачей провести сравнительную работу. Через некоторое время она выдала два ответа: «Илиада» — произведение одного поэта; автор «Илиады» был одновременно и создателем «Одиссеи».

Спор о личности Гомера, его биографию, времена жизни, авторство, есть проблемы, которые составляют суть «гомеровского вопроса», способствовал чрезвычайно глубокому изучению наследия поэта. Ученые разных стран приложили огромные усилия, чтобы якнайдосконалише проанализировать поэмы, провели колоссальные подсчеты эпитетов, героев, географических названий, использование различных материалов греками, в  частности металлов и особенно железа. Это помогло уточнить время жизни поэта и доказать, что «Одиссея» была составлена ​​на 30-40 лет позже «Илиады».

Вместе долгая дискуссия ученых вокруг имени Гомера негативно повлияла на общественное мнение — эпическом поэту перестали верить. Распространилось убеждение, что Гомер в действительности никогда не существовал, так же как и Троя, и Троянская война. Красотой и поэтичностью гомеровских поэм восхищались, но в основном их воспринимали как фантастическую и прекрасную сказку древности, в которой все от начала до конца было замечательной выдумкой. Так творение гениального поэта воспринимались в 70-х годов XIX века, когда весь мир облетела весть, что некий немец-дилэй-танта Шлиман раскопал Трою и нашел сокровища троянского царя Приама.

Генрих Шлиман (1822-1890) был гениальным человеком со сложным и трудным жизнью. Вынужден самостоятельно пробивать себе дорогу, не закончив лицей, он начал работать с 14 лет. Попробовал искать счастья в Америке, но чуть не погиб у берегов Голландии после кораблекрушения, попал в торговой фирмы. А в ней, чтобы быть полезным, за пять лет с помощью изобретенного им самим метода изучил почти все западноевропейские языки, а также русский. Как представитель фирмы 20 лет пробыл в России, стал миллионером, много путешествовал. А в 45 лет остаток своих дней решил посвятить осуществлению детской мечты — разыскать Трою. Захваченный с детства греческой античностью, зная наизусть почти всего Гомера (Шлиман также выучил латинский и древнегреческий языки), в 1871 p., Вопреки устоявшемуся мнению ученых о местоположении Трои, он начал раскопки на огромном холме Гиссарлык (около Дарданелл).

И нашел Трою и огромный «клад Приама». Кабинетные ученые по поводу раскопок Шлимана подняли страшный шум, обвинив его в  мошенничестве, начали кампанию грязных наветов. Через три года Шлиман с тем же успехом провел раскопки в Микенах и в «могиле Агамемнона» нашел еще один клад, состоявший из золотых предметов быта, украшений, оружия, посмертных масок. Что особенно поразило ученого, в кладе были некоторые вещи, подробно описанные Гомером в поэмах, в том числе так называемый «стакан Нестора». Они, а также написанные Шлиманом книги о его раскопки, помещенные там фотографии стали убедительными аргументами, которые требовали полной переоценки представлений о Гомере. Изучение его поэм благодаря Шлиманом было преподнесено на качественно высшую ступень, исполнилось ярким и полнокровным живой жизнью.

«Илиада». Гомеровская «Илиада» построена на Троянском цикле мифов, рассказывает о  десятилетней войне между защитниками города Трои (или Илиона) и греками. События сначала происходят на Олимпе, затем переходят на землю.

События Троянского цикла мифов были хорошо известны всем грекам, поэтому Гомер на них лишь намекает в своей поэме. Сама же «Илиада» рассказывает только об одном эпизоде ​​десятого года войны под Троей, длившийся 53 дня — это гнев могущественного героя ахейского войска Ахилла. Собственно, в первых строках поэмы уже заложен весь смысл поэмы:

Гнев воспой, богиня, Ахилла, сына Пелея, Пагубное гнев беды много Ахеям натворил: Души славных героев навеки послал к Аиду Темного, их же самих он хищным оставил на съедение псам и птицам ...

(«Ил»., I, 1-5)

Итак, главные события развиваются в связи с гневом Ахилла. Что его вызвало? Агамемнон захватил в плен и сделал своей наложницей дочь жреца храма Аполлона Хризеиду. Обиженный отец обратился к Аполлону с просьбой наказать ахейцев, и тот послал в армию «мор», т.е. эпидемия чумы. Греки начали погибать. Напуганные вожди на своем совете, чтобы унять гнев грозного бога, заставили Агамемнона вернуть девушку ее отцу Хризу. Компенсируя потерю любовницы, он решил отобрать у Ахилла его пленницу — Бризеиду. Раздраженный такой несправедливостью, герой хотел выхватить меч и броситься на царя, но появилась невидимая для всех богиня Афина и приказала Ахиллу вложить меч в ножны и осуществить свою месть иначе — выйти из боя. Ахилл так и сделал. Он заперся в своей палатке и не выходил из него, оплакивая возлюбленную.

Перед троянцами уже появлялась грозная фигура героя, который для них стал символом неумолимой смерти. Смелость и отвага вернулись к ним, и они раз за разом начали одерживать победы над греками, едва их корабли не поспалювалы. Растерянный Агамемнон неоднократно отправлял к Ахиллу послов, убеждая его вновь выйти на поле боя, но тот неизменно отклонял все его просьбы. За время отсутствия этого прославленного героя в поэме на первый план выходят другие отважные воины, например Одиссей, Диомед, Аякс, Менелай, Агамемнон, показывая свою силу и храбрость.

Горько было смотреть другу Ахилла, юному Патроклу, на гибель своих товарищей. Начал он уговаривать Ахилла отдать ему свое боевое снаряжение и оружие. Троянцы увидят доспехи Ахилла и подумают, что он вышел в бой, и сразу же их наступательный пыл исчезнет. Долго отговаривал Ахилл другу, боясь за его жизнь, но в конце уступил его мольбу. На свое несчастье, после множества совершенных подвигов Патрокл встречает троянского героя Гектора, который с помощью Аполлона убивает его. Со слезами встретил Ахилл известие о гибели Патрокла. Забыл он о своей обиде и поклялся отомстить Гектором. Несколько дней искал его на поле боя, пока не встретил. Напрасно он пытался бежать, после отчаянного боя Ахилл с помощью богов убивает Гектора.

Резким контрастом кровавым сценам боев есть эпизод трогательного прощания этого героя с женой Андромахой. Оба знают, что Гектор должен погибнуть от руки безжалостного Ахилла, но поделать ничего не могут: Андромаси остаются одни страдания, Гектору — выполнение своего долга защищать город и достойно встретить смерть.

Расстроенный гибелью сына, царь Приам с помощью Гермеса достигает палатки Ахилла и  уговаривает отдать тело сына за большой выкуп. Растроганный родительскими слезами, герой соглашается и устанавливает перемирие для погребения Гектора.

«Одиссея». В поэме изложены события после окончания Троянской войны, в частности возвращение Одиссея в родную Итаку на десятый год его блужданий. О судьбе других героев Гомер упоминает лишь вскользь, поскольку им была посвящена отдельная поэма. «Одиссея» охватывает сорок дней.

На своем совете боги решают позволить Одиссею вернуться на родину — остров Итаку. Целых семь лет его задерживает нимфа острова Огигия Калипсо, которая полюбила героя и пообещала ему вечную молодость и бессмертие. Афина после совета богов под видом друг Одиссея Ментора посетила остров Итаку и приказала сыну Одиссея Телемаха выехать на поиски отца. Она увидела, как женихи настойчиво сватаются к верной жены Одиссея Пе-нелопы, пожирают его скот и разворовывают имущество.

По приказу Зевса Калипсо отпускает Одиссея, и тот на построенном плоту трогается в путь. Но Посейдон преследовал героя, не мог забыть его поступка — ведь тот ослепил его сына, киклопа Полифема. Бог морей направляет страшную бурю и топит плот. Долго носят волны Одиссея, но в конце выбрасывают на берег острова, где жили гостеприимные феаки-мореплаватели. Первой Одиссея видит царская дочь Навсикая, которая и показывает герою путь к дворцу царя Алкиноя. В честь троянского героя тот устраивает пир, на котором Одиссей рассказывает о всех своих приключениях: свидание с богом ветров Эолом, встреча с лихими листригонами, которые уничтожают одиннадцать кораблей, летнее пребывание на острове Ея у колдуньи Кирки; путешествие в мрачного царства Аида, предсказания там фиванцы Тиресия и разговор с тенью матери; спасение от коварных сирен и ужасных Скилла и Харибды, долгое пребывание у нимфы Калипсо.

Обласканный Алкиноем, Одиссей наконец прибывает к берегу родной Итаки. Афина помогает герою — рассказывает о бесчинствах, что творят в доме Одиссея женихи, и превращает героя, чтобы спасти от их мести, на дряхлого старца. Одиссей направляется к рабу, свинопаса Евмея. К нему же приходит и сын Одиссея Телемах. Одиссей открывает себя сыну, и они обдумывают план расправы с женихами.

В своем доме Одиссею приходится терпеть оскорбления от обнаглевших юношей. Пенелопа, узнав пришельца-странника, приглашает его к себе, чтобы расспросить — возможно, тот что-то знает о судьбе ее мужа. Уважая правила гостеприимства, она приказывает старой рабыни Эвриклее, кормящие Одиссея, обмыть ему ноги, и то по шраму на колене узнает своего хозяина, и он велит ей молчать и не открывать тайну своего прибытия.

А женихи требуют от Пенелопы выбрать кого-то из них в мужья. Она предлагает им последнее испытание — натянуть лук Одиссея и выпустить из него стрелу. Все оказываются несостоятельными сделать это, только сам герой, несмотря на обиды и протесты женихов, натягивает тетиву и пускает стрелу через двенадцать колец. А после этого с помощью Телемаха и верных слуг — свинопаса Эвмея и  пастуха Филотия — расправляется с женихами, наказывает служанок, которые предали его дом. Пенелопа, еще не веря своему счастью и боясь обмана, проверяет мужчины тайной, известной только им.

Известие о смерти многих юношей разносится по Итаке. Разъяренные родственники приходят в дом Одиссея, чтобы отомстить нем. Однако на Олимпе дальнейшая судьба героя уже решена. Появляется Афина, произносит решение Зевса, — между Одиссеем и семьями убитых должен быть установлен вечный мир.

Гомер и традиция. Традиции эпической поэзии древних греков утвердились задолго до Гомера. Они закрепляют присущие эпосу определенные художественные и стилистические приемы, которые Гомер широко использует. Но, отражая идеологию общинно-родового строя, он уже воспринимает все то новое, что появляется в обществе в связи с распадом этого устройства, появлением новых социальных отношений. Поэтому эпический художник отражает и сложность отношений отдельных лиц в  обществе, и политические страсти, начинают сотрясать общество. Это уже не слыхали аэд, который лишь наблюдает и с объективной равнодушием фиксирует или констатирует события, не выражая своего отношения к ним и  не комментируя их.

Внешне создается впечатление, что человеческие волнения и заботы чужие и  Гомеру, поэт словно растворяется в грандиозных событиях и великих делах могучих героев. Однако это впечатление обманчиво, а покой автора проявляется только кажущимся. Уже даже в начале XX ст. отдельные ученые, как и раньше, видели в Гомере примитивного летописца сказочных событий с детским восприятием окружающего мира. Однако подробный и объективный анализ его произведений показывает, что эта проблема неоднозначна и гораздо сложнее. Веяния нового времени, начало кризиса олимпийской религии приводят к  изменениям в отношении поэта к традиционным уявленььчы то в социальной или нравственной, или религиозной сферах. Гомер часто теряет эпический покой и устами своих героев выражает отношение к изображаемым событиям, поступкам богов и героев. Он критически подходит к политике родовой аристократии, позиции олимпийцев. Гомера называют певцом героики, но вместе с тем в его поэмах случается много эпизодов, где звучат антивоенные мотивы, осуждаются войны, которым противопоставляется мирную жизнь, прославляются мирные профессии людей. Взяв все лучшее, что было произведено в него народными певцами, Гомер и в их средства внес много своего, обогатил их тонкостями неповторимого мастерства.

Композиция поэм. Позднейшие древнегреческие ученые разбили «Илиа-ду» и «Одиссею» на 24 песни каждую, составляющих соответственно 15 693 и 12 110 строк. Построенные поэмы по единому плану: первая рассказывает о десятый год войны под Троей, вторая — о десятый год скитаний Одиссея и возвращение его на родину. Содержание поэм сосредоточен вокруг одного героя (Ахилл-Одиссей) и одного события. В «Илиаде» — это гнев Ахилла, с ним связаны все дальнейшие события. В «Одиссее» — это путешествие Одиссея, в частности в последние сорок дней его приключений, о предыдущих узнаем из рассказа самого героя. В поэмах много отступлений от основного сюжета, что, с одной стороны, замедляют развитие действия, а с другой — дополняют и расширяют представления слушателей как о героях, которые принимают участие в  событиях, так и о характере самих событий.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2020 «Время деньги!»,
все права защищены