Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки
 

Собор в Новомосковске

17 февраля 2012, пятница

То, что этот огромный девятиглавый храм сохранился до наших дней, можно считать почти чудом. Походы царских войск против казачьей свободы, гражданская и Вторая мировая войны, воинствующий атеизм безбожной коммунистической власти, произвол и равнодушие чиновников — от всех этих бед в Украине погибло немало первоклассных памятников, даже построенных из камня и кирпича. А деревянный Троицкий собор в Новомосковске устоял! Ни бомба, ни один снаряд не повредили это чудо украинской народной архитектуры, не растащили его по бревну Спартака борцы за народное счастье» и чиновные холуи, для которых нет ничего святого, кроме собственного кармана.

В XVII в. в пригороде современного Новомосковска существовало лишь несколько хуторов-зимников, основанных запорожскими казаками. На рубеже XVII-XVIII вв. здесь возникла слобода Самара, Самарчик или Новоселица, что вскоре разрослась до размеров небольшого городка. В середине XVIII ст. в Новоселице — будущему Новомосковске — уже проживало около 9 тыс. жителей.

Первая церковь в Новоселицы была построена около 1734 и была простой хижиной, надстроен второй верхом, крытую камышом и увенчанную простым железным крестом. Спустя полвека она уже сильно обветшали. В 1773 г. киевский генерал-губернатор по просьбе Петра Калнышевского, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи, позволил построить в  Новоселице новый храм.

«Предания говорят, — пишет Д. И. Яворницкий в« Истории запорожских казаков », — что, решив построить вместо старой новую церковь, запорожские казаки вместе с тем решили, что в таком храме не должно быть никакого железного гвоздя, потому что« не годится в храме Спасителя, распятого на кресте и прибитого к нему железными гвоздями, вбивать в дерево железные гвозди, а нужно в бревна вставлять деревянные тибли и на них крепить основу церкви ». Храм заложен был по благословению киевского митрополита Гавриила Розанова в 1773 г .... Вся церковь, кроме каменного фундамента, построена была из дубовой и  сосновой древесины, доставленной из соседнего леса Самары и  составленного с помощью тиблив, т.е. чипов между бревнами, и замков, то по-особенному вырезанных связей по концам бревен. Храм был завершен, кроме боковых иконостасов, в 1778 г. и в этом же г., 13 мая, был освящен проезжающим по епархии преподобный Евгением ... »Завершение строительства совпало по времени с ликвидацией Запорожской Сечи, так что Троицкий собор невольно стал своеобразным храмом- памятником прошлой славе запорожского казачества.

По словам Д. И. Яворницкого, Троицкий храм в Новомосковске по красоте, пышности и «смелым до дерзости» постановкой считался у казаков чудом на все Запорожье. Создателем этого гениального творения был народный архитектор-самоучка Каким Погребняк из села Новые Водолаги, что на Харьковщине. Казацкой старшине — «отцам» — он сначала не понравился: был мастер человеком «невзрачной» и к тому же рыжим. «Но потом, когда мастер« нарисовал »в саду на дорожке фигуру церкви,« родители »поверили его опытности, — пишет Яворницкий, — и решили строить храм« девять башен, или куполов, на три башни в ряд со всех четырех сторон» ; причем «отцы» долго не могли понять того, что хотя верх церкви будет с  четырех сторон и на каждой стороне будут по три башни, но всех башен выйдет не 12, а 9, «родители» забывали, что четвертая сторона входила в  счет башен, которые были в счете на первых трех сторонах, так и получалось всех башен не 12, а 9. Когда, наконец, это было осягнуто, то «родители» заключили с мастером контракт, на основании которого он обязывался устроить в Самаре деревянный собор на девять башен кругом, за что паланка должна была выдать ему 2000 рублей; после осуществления контракта мастер по договорной суммы добровольно уступил 24 рубля на помин своей души ». Уже заключив контракт, мастер в какой-то момент поддался малодушия, «усомнился в собственном искусстве» и, сбежав из города, скрылся где-то на реке Самаре в камышах. Там он скрывался до тех пор, пока однажды во сне ему не явился седой старичок — Николай-чудотворец — и не показал, как в действительности нужно строить задуман храм. Мастер, вдохновился этим видением, как рассказывает предание, поспешил изготовить модель будущего собора и, появившись в емко, показал ее казацкой старшине, получив всеобщее одобрение. После этого строительство храма началось.

Конструктивное решение собора, построенного без единого железного гвоздя, не имеет аналогов в мировой архитектуре. Храм стоит на каменном фундамента, в плане он крестовый, девьятизрубовий. Девять его верхов имеют по три заломы каждый, они сгруппированы так, что образуют пирамидальную композицию. В интерьере срубы соединяются между собой фигурными арками. Размеры храма составляют 27 х 27 м, высота центрального объема с крестом — 35 м. Собор является необычайно живописным благодаря сложной композиции срубов и 6агатозаломним верхам, и одновременно удивительно величественный и монументальный. В его образе наиболее полно отразилось народное представление о прекрасном.

Внутреннее убранство церкви также было создано Акимом Погребняком. По словам Д. И. Яворницкого мастер «купол покрасил зеленой овраги; внутри расписал стены и своды картинами религиозного содержания, а иконостас возвел сводов и украсил его прекрасной резьбой с различными фестонами и  завитками и прекрасным живописью в византийском академическом стиле XVI и XVII века, а также некоторыми экземплярами голландского и фламандского кисти, местами наложил на него серебряные позолоченные одежды, местами же обработал тончайшей инкрустацией ». Запорожским обществом было пожертвовано в храм и предметов церковной утвари.

В начале XIX ст. к храму была пристроена колокольня — тоже деревянная, трехъярусная, увенчанная граненым куполом. Нижний ярус колокольни имеет квадратный план, два верхних — восьмиугольные. В целом колокольня имеет тяжеловатые пропорции, сухие архитектурные формы и выглядит стилистически не связанной с собором.

В 1887 г. над собором впервые нависла серьезная угроза: он был признан «старым», решено было храм разобрать, а вместо него построить новый, кирпичный, в официальном «синодальном» стиле. Исследователь запорожской старины Яворницкий, который имел поддержку со стороны патриотически настроенной украинской интеллигенции, энергично протестовал против этого бездумного решения. Эти протесты в итоге были услышаны в Петербурге. Храм удалось отстоять. Его разобрали по бревну, заменили венцы, сгнившие заложили в фундамент кирпичные опоры и зибрализнову. Правда, в результате этой реставрации стены построены без наклона внутрь, кровлям верхов предоставлена ​​сухая форма, вертикальная обшивка досками заменена горизонтальной. К осени 1888 реставрация храма была завершена.

Во времена коммунизма в историю собора было вписано немало горьких страниц. В 1960-х годах это место казацкой славы вновь пытались уничтожить, и снова Бог спас ее. События тех лет и отношение коммунистической власти к культурному наследию украинского народа нашло свое отражение на страницах романа Олеся Гончара «Собор». Пройдя через годы испытаний, Троицкий храм прежнему служит украшением Новомосковска. Это выдающееся произведение слободской школы народной архитектуры XVIII в., Один из лучших памятников не только украинским, но и всей мировой архитектуры.

«... Ночью собор будто еще величавее, чем днем ​​... Собор стоит в  задумчивости один среди тишины, среди светлой акациевой ночи, больше даже не на ночь похожа, а на какую, сказать, антинич. Она здесь необычная, эта антинич, она словно заколдованные видением собора, заслушана немой музыки его округлых, гармонично объединенных куполов, нарастающих ярусов, его певучих линий. Для нее, запавшую в желании разгадать странные какие-то загадки, расшифровать тайнопись веков, собор еще полон далекой музыкой, гремит обвалом литургий, перелунюе православными мессами, песнопениями, шепчет жаждой искуплений, он еще полон грехами, в которых здесь каялись, и  исповедями, и слезами, и экстазом человеческих порывов, надежд. Один из тех гигантов тысячелетних, которые разбросаны по всей планете, — то как мрачные цитадели стоят с щелями окон-бойниц, то стрельчатыми шпилями черкаються облаков, то в пространных выпуклостям бань воссоздают образ неба ... »(Олесь Гончар, Собор ).

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2020 «Время деньги!»,
все права защищены