Деньги! Добавить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить в Одноклассники Опубликовать в LiveInternet.ru Добавить в Blogger.com Добавить в Я.ру Сохранить закладку в Memori.ru Сохранить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки
 

Возникновение педагогики как науки

6 марта 2012, вторник

Термин «педагогика» получил свое название от греческих слов paidos — ребенок и ago — вести. В дословном переводе paidagogos означает «предводитель детей». Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своего хозяина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем: для определения искусства вести ребенка в течение жизни, т.е. воспитывать, обучать, давать образование. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

С середины XX века человечество поняло, что квалифицированного педагогического руководства нуждаются не только дети, но и взрослые. В связи с этим в некоторых странах вместо термина «педагогика» употребляют термины «андрагогики» (от гр. Andros-мужчина и ago — вести) и «антропогогика» (от гр. Antropos-человек и ago — вести). Педагогика расширила свои границы и охватила воспитания человека в целом.

Современная педагогика — наука о воспитании человека. Под понятием «воспитание» в данном случае понимаем образование, обучение и  развитие, т.е. употребляем его в самом широком смысле.

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Оно неотделимо от социального воспроизводства поколений, естественной необходимости готовить к жизни потомков. Именно поэтому воспитание является общей и вечной категорией.

Педагогические представления, знания складывались в практическом опыте. По свидетельству наскальных рисунков задолго до человеческой цивилизации воспитание детей осуществлялось путем включения их в жизни рода или семьи: привлечение к труду, охоты, строительства жилья. В некоторых племенах стали возникать своеобразные «школы» — хищные, где пожилые люди готовили подростков к взрослой жизни. Педагогические знания систематизируются в виде выводов, советов, рекомендаций и  существовали в народных обычаях, обрядах, традициях, народном творчестве. Этот своеобразный свод правил и нормативов стал источником развития социального поведения человека в своих основных постулатах: исповеди трудолюбия, гостеприимства, любви к природе, взаимопомощи, милосердия, уважения к старшим, миррлюбства, — того, что позже вошло в кодекс жизни цивилизованного общества, стало первоосновой педагогической науки и практики.

Развитие и усложнение производства, накопления научных знаний об окружающем мире требовали от человека специальной, достаточно длительной подготовки. В зависимости от того, как был поставлен воспитания детей и молодежи, общество прогрессировало быстрее или медленнее. Образование и воспитание стали важнейшей предпосылкой его развития. Возникла потребность в педагогических знаниях, которые базировались бы не на эмпирических, субъективных представлениях людей, а на обобщении типового, характерного, т.е. знаниях объективных, научных.

Науку часто отождествляют со знаниями, что является грубым недоразумением. Наука — это не только знания, но и сознание, т.е. умение должным пользоваться этими знаниями.

В.А. Ключевский

Серьезные попытки обобщить опыт воспитания, выделить теоретические начала воспитания были начаты в развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции. Первые научные педагогические обобщения входили в состав философии, ибо в  философии в то время аккумулировались все знания о природе, человеке, обществе.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Теоретиками * педагогики были выдающиеся греческие мыслители: Демокрит (460-370 рр.до н.э.), Сократ (469-399 pp. До н. Н.э.), Платон (427-347 pp. До н. Н.э.), Аристо-тель (384-322 pp. до н. н.э.), в трудах которых существовало немало глубоких мыслей по вопросам воспитания человека, формирования его личности. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Его крылатые афоризмы, пережившие века, и сегодня наполнены глубоким смыслом: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу »,« Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда »,« Большинство багатознайок не имеет разума ».

Сократ начал философскую основу гуманистической педагогики. Его казнили по приговору афинского суда, составленного на основании лживого обвинения, суть которого сводилась к отрицанию Сократом государственных богов и поклонение новому божеству. Этим божеством был человек.

Сократ считал, что основой личности является субъектное. Человек должен получать образование не путем научения, т.е. передачи истины, а путем самостоятельного поиска ее смысла. Самым ценным в человеке является умение видеть истину (нравственность) и должным образом себя вести. Истину можно познать и усвоить лишь через нахождение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытие этих противоречий отвергает надуманное знания, а смущение, охватывающий ум, побуждает к поиску настоящей истины. Самокеривництву душе ученика способствует умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами создания таких условий служат маевтика и ирония. Маевтикой Сократ называл искусство добычи с помощью умелых проблемных вопросов скрытого в человеке правильного знания. Иронией — манеру притворяться дураком перед невеждами, которые считают себя знатоками и мудрецами, для того, чтобы они могли из своих ответов узнать свою глупость и направить свои усилия на истину.

С точки зрения Платона, человек — это проявление всего внешнего, которое является неизменным и потому — объективным. В связи с этим основой личности является не субъектное, а объектное. Истина — это идеал воспитания: сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. Но постижение истины не может дать постоянного знания, ибо познание человека ограничено чувственным восприятием. Отсюда, образование должно образовывать правильные понятия и отсекать то, что мешает воплощать идею нравственности. Следует прежде всего ограничить естественную чувствительность человека. Праведная мысль — это результат воспитательной деятельности справедливого государства. С другой стороны, главной предпосылкой самосохранения государства является формирование граждан в духе праведности. Таким образом, интересы государства и отдельного человека взаимосвязаны. Педагогика подчиняется политике. Обучение приобретает целенаправленного и жестко воспитательного характера.

В системе научного познания и образования Аристотеля идея трактуется не как самостоятельная категория, а как внутренняя сущность вещей. Поэтому качество знаний полностью зависит от того, насколько удается сделать понятным, строгим и четким их содержание, т.е. основные понятия всех дисциплин. Достичь этого можно только опираясь на законы, которые обобщают распоряжения относительно того, как что-то должно быть или происходить.

Аристотель считал, что воспитание (naйgeйa) является государственной функцией и  сводится к формированию у личности требуемых совершенств. Для этого следует использовать три фактора: природные задатки, способности приобретать привычку и способность делать выводы.

Природные задатки облагораживаются путем усвоения знаний, необходимых привычек и применения умений и навыков на практике. Способность приобретать привычку является основой своеобразных тренировок, формирующие умение правильно мыслить и вести себя соответственно нанесенных образцов. Способность суждения, т.е. выражать собственное мнение, опирается не на опыт, который есть у человека, а опыт, который передается ей. Этот опыт научно обоснованный и проверенный.

Факторы воспитания, выделенные Аристотелем, создали почву для первого научного определения педагогики как учение о правильном формировании личности. Это определение не утратило своей актуальности сегодня, дойдя до нас практически неизменным.

Развитие педагогической мысли нашел свое продолжение в трудах древнегреческих философов и ораторов. Первый «штатный» педагог Марк Квинтилиан (35-96 pp.), Который учил юная-ков-патрициев ораторскому искусству, был автором 12-томной книги «Двенадцать книг риторических наставлений», собственно, первой педагогической книги. Наряду с произведениями Цицерона ее изучали во всех риторических школах.

В средние века педагогическая теория потеряла прогрессивную направленность античных времен. Педагогические идеи философов-богословов имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

-В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), Когда происходило разложение феодализма и началось развитие буржуазного общества, появился целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, которые своим лозунгом провозгласили античный высказывание: «Я — человек, и ни от чего человеческого не свободна ». Среди них итальянец Витторино где Фельтре (1378-1446), голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель Монтень (1533-1592).

К началу XVII века педагогика продолжала оставаться частью философии. Отделение ее от философии и оформление в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В 1632 году Коменский создал выдающееся произведение «Великая дидактика», который начал науку о процессе обучения, а в 1633 году — первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа». Все педагогические сочинения Я.А. Коменского пронизывают мысли о том, что человек является «совершенным, прекрасным творением», «чудесным микрокосмом»; школа — «мастерской гуманности», а  правильное воспитание всегда должно быть природовидповид-ным. Не утратила ни актуальности, ни своего научного значения и его схема организации школы, теоретическое обоснование и разработка принципов обучения, классно-урочной системы обучения, и тому подобное.

Вслед за Коменским в. Истории западноевропейской педа-Гогик вошло имя английского философа и педагога Джона Локка (1632-1704), который сконцентрировал свои усилия на теории воспитания джентльмена — человека уверенного в себе, объединяющая широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с прочностью моральных убеждений; французского материалиста и  просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), автора идеи природного совершенства детей, теории «свободного воспитания», по которой воспитание должно проводиться только интересами и желаниями детей, содействовать их развитию; швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), который предложил учителям прогрессивную теорию нравственного воспитания учащихся, развил идеи гуманного воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитие им сочувствие и жалисности как основы нравственного развития, пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда; немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), автора теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (чотириетапна модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений) немецкого педагога Фридриха Адольфа Дистервега (1790-1866), известного идеями об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также мнениями о  подготовке народных учителей, которая должна базироваться на получении научных знаний и привитии высоких моральных качеств.

В Украине происходили те же процессы рождения педагогики в недрах философии. Со времен Киевской Руси до нашего времени дошли установочные произведения с воспитания: сборник законов «Русская правда» Ярослава Мудрого и  «Правда» Ярое-лавичив (его сына), «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Евдокии Полоцкой», «Поучение детям монаха Ксения -фонта », ряд отрывков из журналов и писем, где подаются описания народных традиций воспитания детей в семьях, отношение родителей к своим потомкам, моральные сентенции поведения человека в обществе.

Вершиной украинской народной педагогики современные исследователи считают казацкую педагогику, которая воплощает в себе «национальную психологию, характер, правосознание, мораль и другие компоненты национального сознания, духовности народа». Основой воспитания детей сызмальства были ведущие идеи казацкого движения (свобода и независимость Украины, незыблемости прав человека и народа, суверенность личности, народовластие). У малышни период, а дальше — на семейно-школьному степени ведущее значение имели культ Отца и Матери, Бабушки и Дедушки, Роду и Народу.

Среди выдающихся просветителей ХУШ века, которые обогатили отечественную педагогику, почетное место принадлежит Григорию Саввич Сковорода (1722-1794). Он первый в украинской педагогике в центре внимания поставил ребенка — его чувства, отношения с миром, его дела, наклоны и дарования; определил цель гуманистического процесса — формирование истинной- человека: мыслящего, чуткого, образованной, со светлым умом, горячими чувствами, подготовленной к труду ради ее счастья и блага народа.

Развитие педагогической мысли в Украине тесно связан с прогрессивными течениями в российском и украинском социальной жизни, что обусловлено историческими причинами.Великий вклад в развитие научной педагогики сделал выдающийся отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинсь-кий (1824 — 1870), автор стройной и оригинальной педагогической системы, которая охватывала основные проблемы воспитания и обучения. Основной идеей этой системы была народность, которую он понимал как своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, социальными условиями жизни, географическими особенностями. Самыми чертами народности педагог считал любовь к родине, родной язык, веру в могучие силы народа. Основной целью воспитания должна быть подготовка всесторонне развитого человека ^ а краеугольным камнем теории воспитания — учение о трудовом воспитании, который утверждает: в трудовой деятельности развивается и формируется человек.

Материальные плоды труда составляют человеческий благосостояние; но только внутренняя, духовная, животворящие сила труда является источником человеческого достоинства и одновременно нравственности и счастья.

К.Д. Ушинский

Обучение должно осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка, организовываться на основе принципов посильности и последовательности, преемственности и систематичности, наглядности и эмоциональности. Методы преподавания должны способствовать развитию и активизации познавательной деятельности учащихся, их мышления и4 речи в процессе обучения.

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Руководящая роль в воспитании принадлежит педагогу. Все базируется на его личности. Учитель должен любить свою профессию, быть высокообразованным человеком, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

Ушинский требовал полной перестройки системы образования на основе новейших научных достижений: «... Педагогическая практика без теории — то же, что и знахарство в медицине».

Фундаментальные работы педагога «Педагогическая антропология», «О камеральную образовании», «Три элемента, школы» и другие, а также учебные книги для детей начальных классов выдержали множество изданий.

Во второй половине XIX — начале XX века в Украине на вопросах образования и воспитания сосредоточили свои усилия почти все деятели культуры и  искусства, литературы и науки. Т.Г. Шевченко (1814-1861) подготовил и издал «Букварь южнорусский» (1861). И.Я.Франко (1856-1916) внес существенный вклад в разработку истории школьного и университетского образования в Украине. М.П.Драгоманов (1841-1895) отстаивал национальную народную образование как таковое, которое вбирает в себя лучшие достижения мировой культуры. П.А. Грабовский (1864-1902 ^ посвятил ряд статей проблемам народного образования. Леся Украинского (1871-1913) отстаивала необходимость народного образования, изображала жалкую сельских школ и учителей.

Закарпатский педагог О.В. Духнович (1803-1865) внес весомый вклад в теорию и практику начального образования: написал букварь, методические книги для учителей. Известный украинский педагог Х.Д. Алчевск (1841-1920) исследовала проблемы обучения взрослых и воспроизвела их в  пособиях «Что читать народу?, Книга для взрослых». Известный педагог и общественный деятель С.Ф.Русова (1856-1940) создал концепцию национальной системы образования и воспитания, написала ряд работ по педагогике: Дошкольное воспитание, Дидактика, Нравственные задачи современной школы и другие.

В конце XIX — начале XX века исследования педагогических проблем начинаются в США, куда постепенно перемещается центр педагогической мысли. Инициативные покорителей Нового Света без предубеждения приступили к исследованию педагогических процессов современности и быстро достигли весомых результатов: сформировали закономерности человеческого воспитания, разработали и внедрили эффективные технологии образования, которые дают возможность каждому июдини быстро и успешно достичь поставленных целей.

Выдающиеся представители американской педагогики — Джон Дьюи (1859-1952) и Эдвард Торндайк (1874-1949).

Педагогика социалистического периода пошла по пути разработки идей воспитания человека нового общества. С этих позиций педагогическую теорию разрабатывали Н.К.Крупской (1869-1939), П.П. Блонский (1884 — 1941), С.Т.Шацький (1878-1934), А.С.Макаренко (1888-1939), В.А.Сухомлинский (1918 — 1970).

Славу педагогике социалистического периода принесли работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива, педагогического руководства им, предложил мет тодики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и  воспитания детей в симтом ^ В.А. Сухом-Линский исследовал.

Нравится

Комментарии — добавить свой

 
 

Важные события

Финансовые праздники

Моя статистика

Рейтинг блогов

Курс Валют

Курс Доллар США - рубль

Календарик

 
 
© 2010–2018 «Время деньги!»,
все права защищены